Двойная игра ITF: схема «желтых» сертификатов раскрыта

Осенью 2017 года СМИ подняли довольно актуальную и острую тему: ситуация с судном Zeus1, принадлежащим компании Navarone, говорилось о том, что Международная федерация транспортных рабочих (ITF) применяет практику двойных стандартов. Напомним, тогда Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) удалось установить, что судно, которое ходит под “удобным” панамским флагом, покрыто колдоговором ITF, кипрского профсоюза, а его экипаж получает субстандартную зарплату. Начало 2018 года ознаменовалось очередным расследованием, в ходе которого стало ясно: нет никаких сомнений в том, что ITF закрывает глаза на субстандартную деятельность своих аффилированных профсоюзов.

Комментируя историю с Zeus1 в интервью широко известному морскому изданию Trade Winds, морской координатор ITF Жаклин Смит отметила, что «совершенно непонятно», каким образом судно оказалось в базе данных ITF как покрытое. И сообщила о том, что ITF планирует проводить по этому вопросу соответствующее расследование. Однако заглянув в базу, можно убедиться, что до сих  судно числится покрытым ITF договором. Любому специалисту, знакомому с процедурой оформления судовых документов, понятно: случайно попасть в базу судов, «покрытых ITF», практически невозможно.

На самом деле речь идет о практике выдачи так называемых «желтых» сертификатов, когда коллективные договоры подписываются на ставки ниже, чем предусматривает политика ITF. Причем в эту «схему» вовлечен не только Кипрский аффилиант, но и, например, широко известный и пользующийся уважением греческий профсоюз Pan-Hellenic Seamen’s Federation (PNO).

Руководитель ФМПСУ Максим Слюсаревский рассказывает: Navarone – далеко не единственная компания, сотрудничающая с кипрским аффилированными в ITF профсоюзом, выписывающими «желтые» сертификаты. Не так давно Федерация выявила, что судно Platon (греческий судовладелец Navina Maritime SA), которое ходит под флагом Маршалловых островов, по базе данных ITF покрыто колдоговором, одобренным ITF, а на самом деле на судне “желтый” сертификат. При этом моряки получают зарплату на $1.100 меньше, чем необходимо платить по шкале ITF. «Квалифицированный матрос” получает $700, что видно из его контракта, который прилагается.

ФМПСУ проводит регулярные инспекции с целью контроля условий работы моряков на борту. И с каждым днем мы все чаще и чаще сталкиваемся с доказательствами использования схемы «желтых» сертификатов. «Посетив судно Apogee Endeavor, IMO#9553141, флаг Панамы, мы опять обнаружили «желтый» сертификат и специальный договор, подписанный греческим профсоюзом PNO от имени ITF. Но почему-то зарплата там $1.510 для Able Seaman, вместо положенных $1.806. Да, это гораздо лучше, чем у киприотов, но все равно на $300 меньше, чем положено по политике ITF», – отмечает Максим Слюсаревский. И добавляет: «Самое интересное, это судно тоже значится в базе ITF как покрытое должным колдоговором. Более того: ITF дважды проверяла это судно в Скандинавии, в порту Pori (Финляндия) 30 августа 2017 года и в порту Oskarshamn (Швеция) 9 ноября 2017 г. Что творится с ITF, мы не понимаем. Огорчает то, что  это далеко не единичный случай! Мы можем говорить о сотнях судов, «покрытых» ITF колдоговором, которые инспектора ITF не трогают, так как в базе они числятся как покрытые, а на самом деле там субстандарт».

Возвращаясь к процедуре покрытия судна ITF колдоговором: судовладельцу для этого необходимо заполнить и переслать в местный аффилированный профсоюз так называемый «16 вопросник», где указывается полная информация о судовладельце и судне-соискателе. Затем этот вопросник отправляется в главный офис ITF в Лондоне вместе с проформой колдоговора. Там тщательно изучают вопрос (есть ли жалобы моряков на судно и судовладельца, нет ли задолженности перед моряками, соответствует ли текст колдоговора политике ITF и т.д.), и только после этого дают «добро» на подписание, так называемый «go ahead».  Таким образом, существует серьёзная процедура покрытия и внесения данных судна в базу ITF. «Я уверен на 200%, что случайно попасть в базу «покрытых ITF колдоговором» судно не может. ITF нужно провести крайне тщательный внутренний аудит, а результаты обнародовать в СМИ. Иначе репутацию организации не спасти», – уверен Максим Слюсаревский.

ФМПСУ г. Одесса, ул. Приморская 6  (здание Одесского морвокзала, 7 этаж, левое крыло), Тел./ факс: (048) 737 65 33 или 737 65 44, E-mail: union4@umtuf.odessa.ua