Травля и рукоприкладство на судах: ITF пытается решить проблему

Различные союзы судовладельцев и моряков объединили усилия, чтобы наконец-то опубликовать Руководство по устранению запугивания и физического насилия на борту. Документ был подготовлен Международной палатой судоходства (ICS) совместно с Международной федерацией транспортных рабочих (ITF).

Руководство было опубликовано в преддверии собрания Специального трёхстороннего комитета Международной организации труда (ILO), которое пройдёт в феврале этого года в Женеве. На собрании планируется обсудить некоторые положения Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006), касающиеся темы запугивания и рукоприкладства, а также назначить социальных партнёров для работы с правительствами отдельных стран.

Эксперты ILO сходятся во мнении, что MLC 2006, при всех её достоинствах, защищает лишь базовые трудовые права моряков, в то время как многие частные вопросы всё ещё требуют более пристального рассмотрения. Одной из главных таких проблем является запугивание и физическое насилие на борту. Для решения этого вопроса особенно важно, чтобы инициативу проявляли не юристы или чиновники, а судоходные компании, которым и адресовано руководство.

Руководство даёт точные определения и полный перечень случаев, которые можно назвать запугиванием и насилием. Особое внимание уделяется запугиванию с помощью телефонов и компьютеров: используются смс, звонки, публикации и сообщения в социальных сетях. Руководство разъясняет порядок подачи жалобы и её продвижение по различным инстанциям, а также политику конфиденциальности для таких случаев.

«Экипаж судна – это изолированный от социума небольшой коллектив, где сосуществуют представители различных культур, – поясняет генеральный секретарь ICS Питер Хинчлифф. – Трудно представить более благоприятные условия для травли, притеснений, нанесения побоев. Культурные различия дают для этого повод, а изоляция создаёт иллюзию безнаказанности. Чтобы исключить вероятность таких случаев, придётся серьёзно поработать».

Руководство уже распространяется по судоходной индустрии с помощью национальных союзов судовладельцев и подразделений ITF. Создатели документа настаивают на использовании его в ходе учений и тренингов по безопасности.

Публикация руководства совпала по времени с кампанией против травли и побоев на борту судов, которую проводят инспекторы ITF совместно с профсоюзами моряков и докеров в Азии. Кампания является частью Восточноазиатской недели морских акций, которая началась 25 января этого года и продлится до 29 января в портах Японии, Кореи, России и Тайваня.

В этот период в Азии будут проведены массовые акции протеста. Например, в Японии пройдёт авторалли в знак протеста против позиции компании Kotoku Kaiun, которая отказывается вести переговоры с профсоюзами. Тем временем инспекторы ITF посетят азиатские суда, проверят условия труда и его оплаты, а также поинтересуются атмосферой на борту, расспросят о случаях запугивания и насилия и расскажут морякам о новом руководстве.

«Человек нигде не бывает так одинок и беспомощен, как в открытом море, – напоминает глава ITF Стивен Коттон. – В сотнях миль от семьи, друзей, полиции и больницы. Одиночество усугубляется, если на борту судна он единственный представитель своей страны. Одна из основных задач руководства – поощрить моряков предавать гласности случаи травли и рукоприкладства на судах. Но ещё более важная задача – помочь создать атмосферу равенства и терпимости на всём торговом флоте».

ФМПСУ г. Одесса, ул. Приморская 6  (здание Одесского морвокзала, 7 этаж, левое крыло), Тел./ факс: (048) 737 65 33 или 737 65 44, E-mail: union4@umtuf.odessa.ua